Первый заместитель главы администрации Городищенского района Леонид Пикман: «Роль финансиста в политических процессах многими до сих пор недооценена и не понята»

Газетный киоск 28.01.2010 11:37
0
28.01.2010 11:37

Газета "Известия" №13(28028) от 28 января 2010 года.

Этот человек побывал в самых различных «ипостасях» финансиста. Почему в кавычках? Если следовать запутанным богословским трактовкам, «ипостась» - один из ликов господа Бога. А если обратиться к светскому определению, то «ипостась»  в этом всего лишь «роль». Но роли бывают разные.  Мы попросили Леонида Пикмана определить свою роль в жизни области.
Несомненно,  Пикман – человек из тех, чье передвижение по просторам страны обсуждается  в самых разных кругах. Он консультировал федеральных политиков, губернаторов и мэров. К нему прислушивается бизнес-элита и элита политическая. Однако пожалуй, главными его качествами остаются скромность и умение чувствовать ту грань, которую порядочному человеку переступать нельзя.  Известно, что Леонид Борисович Пикман практически не выступает в СМИ и не дает интервью. Возможно, еще и потому, что ему досталось в свое время от прессы.
Первой записью в трудовой книжке у него была – «экономист районного финотдела Исполкома народных депутатов». А уже через четыре года Леонид переехал в кабинет заместителя заведующего финансовым отделом. Затем была служба в налоговой инспекции также на руководящей должности. Дальше выше – первый заместитель главного финансиста области, главный финансист Волгограда, а потом в 44 года – заместитель директора Департамента развития межбюджетных отношений Минрегионразвития РФ. И каково же было  удивление коллег, когда в апреле прошлого года он, имеющий завидные перспективы в Москве, принял решение о смене рабочего места из кабинета министерства РФ на администрацию Городищенского района Волгоградской области!
Пикман – человек невероятного объема знаний в экономической сфере. «Известия» разговорили его серьезно впервые, и соблазна попытаться обсудить все и сразу избежать не удалось. А начали мы разговор с межбюджетных отношений – темы для Волгоградской области крайне актуальной и политически острой.

Битва до последнего рубля
Вопрос: Новая система межбюджетных отношений, утвержденная в регионе в прошлом году,  вызвала массу противоречивых откликов. В чем ее суть?.. Собираемость налогов в Городищенском районе в 2009 году не то что не упала, а, наоборот,  выросла. Получается, что для вашего района проблемы межбюджетных отношений, о которых  так много говорят в последнее время, не стоят?
Ответ: Если бы это было так… Что вообще есть межбюджетные отношения? По мне, так они  имеют гуманитарное свойство. И в первую очередь на них влияет человеческий фактор. Проще говоря – готовы ли стороны договариваться? Не хочет ли одна сторона доминировать над другой? Если между федерацией и субъектами отношения формализованы, то между муниципальными образованиями и субъектом они меняются в зависимости от самых разных причин. Бюджетным кодексом России закреплены отчисления муниципальному району в размере 20 процентов  от собранного им налога на доходы физических лиц. Ранее помимо этих процентов мы получали дополнительные отчисления в зависимости от суммы собранного налога.  Однако эта система  для некоторых районов области в этом году изменилась не в интересах территорий. Вместо допотчислений теперь нам могут дать или не дать фиксированный объем дотаций. То есть муниципальное образование при таком раскладе лишается мотивировки улучшения собираемости налога. К чему это привело? По итогам 2009 года все районы недополучили около 30 процентов дотаций именно по причине недособираемости налогов.
Не беря в расчет Волгоград и Волжский, являющихся донорами для региона, можно сказать, что все остальные районы живут только за счет налога на доход физических  лиц (НДФЛ). Существует, конечно, земельный налог, но его собираемость абсолютно не соответствует потенциалу региона. Есть также поступления от аренды земли, есть налог на вмененный доход, уйти от которого плательщику очень просто.  От сборов сельхозналога наш район, к примеру, получает порядка шести миллионов рублей в год. Это смешная сумма. Еще одним источником доходов является приватизация. Но это,  конечно,  не бездонный ресурс. Таким образом, методом исключения остается один стержневой налог – это НДФЛ. У нас он составляет порядка 80 процентов от общей налоговой и неналоговой базы.
В: То есть вы хотите сказать, что изменившаяся схема межбюджетных отношений заставила  муниципальные районы стоять с протянутой рукой?
О: Абсолютно так. Я уже говорил, что в 2010 году муниципальные образования лишились возможности влиять на сбор налогов на территории районов. Под угрозу было поставлено финансирование социальноважных расходов, поскольку сумма субсидий на сбалансированность из бюджета региона была определена в твердой сумме, а не в процентном соотношении от собранного объема налога. Может быть, на то были основания – я этого не знаю.
Равнодушным к этой несколько ненормальной ситуации я оставаться не хотел, а потому попытался вступить в некий диалог с руководителями, от которых зависит решение этого вопроса. Я вообще считаю, что  до принятия бюджета руководство районов и региона должно общаться между собой и учитывать взаимные интересы. Но слушать этого никто не захотел…
С Волгоградом и областью также крайне любопытная ситуация. В данном случае неплохо было бы понять: так все-таки нужны деньги городу Волгограду, полученные от сбора налога, или нет? Или правильнее забрать их у него и перераспределить на другие муниципальные образования. Где экономический смысл перераспределения налоговой базы?.. Сквозь взаимные упреки разглядеть смысл этого невозможно.
В: Есть проблема, а есть отношение к ней. Вот, к примеру, Волжский с областью за лишний рубль не конфликтует, а в Волгограде подобную ситуацию мы наблюдаем уже не первый год. Мэры Чехов, Ищенко, так или иначе, положили начало межбюджетным распрям. При Гребенникове вообще такой способ общения города  с областью считается нормой…
 О: Экс-глава администрации Волжского Игорь Воронин видел  свой город интегрированным в область в абсолютно правильном ракурсе. Он считал своей главной обязанностью привлечение денег из Москвы на реализацию муниципальных программ. В Волгограде такого никогда не было. Последние 8 лет все вице-мэры областного центра ездили в Москву только на семинары.
В: Получается, тон межбюджетных отношений задают личности?
О: Свита делает руководителя… Это не секрет. Однако все же руководитель определяет, кто будет у него работать и на каких должностях. Применительно к Волгограду могу сказать, что те, к примеру, 200 млн рублей, за которые осенью билась мэрия, проблемы города не решат. И  более того, 2 млрд рублей ничего не решат с таким отношением к делу, с каким подходит городское руководство к решению бюджетных вопросов.
Соглашусь с областными коллегами, в Волгограде расходы на аппарат управления превышают все мыслимые и немыслимые размеры. Помимо этого, абсолютно не налажена система жилищно-коммунального хозяйства. Те ростки системы управления, которые еще зарождались Балабановым при Чехове, при Ищенко пошли под откос. В Волгограде сегодня нет работоспособной хозяйственной  структуры, которая занимается ЖКХ. А значит, имеющиеся коммунальные дыры приходится латать из бюджета города. Отсюда делаем вывод, что проблемы города не от того, что ему недодают денег. Здесь следует смотреть гораздо глубже. И я считаю, что это следовало бы делать руководителям профильных ведомств областной администрации. 

В чем сила региона
В: Абстрагируемся от конкретных личностей. По вашему мнению, каковы слагаемые эффективности региона?
О: Эффективность как региона, так и отдельно взятых муниципальных образований – не есть заслуга только властных структур или ресурсов, которыми они обладают. Только потому, что в субъекте или населенном пункте есть нефть или газ, говорить о том, хорошо в нем работает власть или плохо – нельзя. О результативности работы субъекта правильнее говорить в том случае, когда при наличии исходной базы идет поступательное экономическое развитие.
В: Можно сказать, что развитие зависит от управленческого потенциала?
О: Абсолютно верно. Вот, к примеру, можно ли приглашать в какой-нибудь муниципальный район Волгоградской области экскурсию, скажем, туда, где есть природный парк, если автобус сломается на первом ухабе? Нужны дороги, гостиницы, рестораны...
В: Что  вы имеете в виду? Что в Волгоградской области, имеющей потенциал, развитие идет лишь по некоторым направлениям, а не в комплексе?
О: О развитии региона объективно говорят сводки Минрегионразвития, которые я продолжаю по инерции просматривать. Мне очень важно ощущать интеграцию не только района в регион, но и региона в страну.  Кстати, я бы всем чиновникам, особенно регионального уровня, рекомендовал, чтобы они иногда заглядывали на сайт министерств финансов, регионального развития, чтобы понять – в каком направлении движется страна, в каком мы и какими темпами?
В: Так  где же мы есть?
О: Чуть ниже середины. По формальным признакам мы  – регион-донор. При этом мы получаем дотацию из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В: Бытует мнение, что если не знаешь, какую дверь открыть в Минрегионразвития, Минфине РФ, невозможно выбить деньги в регион на финансирование каких-то крупных проектов…
О: С бутылками коньяка, икрой в Минрегионразвития не приезжают (смеется). Все дело в том, готова ли область подготовить и представить министерству проект для включения его в федеральную программу. У нас на территории страны действует около 25 федеральных целевых программ, из них семь,  куда  мы попасть не можем по объективным причинам. К примеру, в программу развития коренных народов севера мы при всем желании не сможем включиться. Но помимо этого есть такие программы, как «Развитие транспортной системы России», «Жилище», развитие социально-инженерной инфраструктуры, в которых мы можем и должны участвовать. Делаем ли мы это так, как необходимо региону? Ответить на этот вопрос в данный момент я не могу, потому что это не мой уровень и не моя компетенция.

Актуальные бизнес-проекты
В: Кстати, о трамваях.  Линия скоростного трамвая у нас заложена где-то с 1974 года, но до сих пор и не построена. Можно это расценивать как показатель степени эффективности управления?
О: Это абсолютный показатель, потому что другие регионы за это время успели горы свернуть. К примеру, Татарстан за эти годы пробил строительство нового метро, построены мосты в Ульяновске и Саратове. Средства, которые выделяются на Московскую, Тульскую области, не говоря уже о Краснодарском крае, Ростовской, Астраханской областях, нам и не снились.
В: В Городищенском районе тоже ряд проектов дальше бумаг и разговоров не продвинулись. В частности, почему не построен магниевый завод, «IKEA», почему полигоны твердо-бытовых отходов находятся в таком неурегулированном состоянии, почему не построен мусоросортировочный завод?
О: Здесь я могу ответить четко. В Городищенском районе на протяжении многих лет было безвластие. Царило откровенное безобразие. Когда мы пришли, то увидели, что нет ни градостроительного плана, ни схемы территориального планирования. Куда мы ни пытались «сунуться» – везде земля кому-то принадлежала. Таким образом, мы начали работу с минуса. А чтобы начать развиваться, нужно понять, где мы есть,  и дойти хотя бы до нулевой отметки. Поэтому «IKEA» – это полная потеря времени именно работников Городищенского района. Можно сделать «реверанс» комитету экономики администрации области, который занимался переговорным процессом и согласованиями начиная с 2003 года. Но все же… Четыре письма  и два ответа за шесть лет – мне кажется, это не интенсивный путь реализации задачи.
Проблема, по сути, имела коммуникативный характер – администрация Городищенского района вела себя неправильно. Власти хотели за счет «IKEA» решить сразу все вопросы района. И закончилось это тем, что «IKEA» отказалась от реализации проекта в Городищенском районе и реализовала его в Ростовской области и Краснодарском крае. Кстати, недавно я провел переговоры с вице-президентом «IKEA» господином Персеном. И он мне признался, что строить магазин за городом оказалось невыгодно. Рассуждения его обоснованы: зачем мне ездить за продуктами за город в «Ашан» или «MEGA», которые, к примеру, будут якорными арендаторами у «IKEA», когда у меня под боком есть «Metro» или «Карусель»?  Сама идея оказалась неудачной. Поэтому «IKEA»  сейчас планирует построить магазин в самом Волгограде. Но будет ли для них земля,  и какой  там будет коммуникативный процесс – неизвестно. Радует то, что там смогут работать до трех тысяч жителей Волгограда.  Соответственно, казна получит дополнительные сборы  по НДФЛ.
Что же касается мусороперерабатывающего завода, то и здесь следует задуматься о целесообразности строительства. Завод возводится ради переработки сырья, так? Городищенский район готов это сырье предоставить, Волжский, Дубовка – тоже. Однако с Волгоградом, к сожалению, понимание не было достигнуто. И какой смысл тогда его строить? Ради пяти мешков мусора? Это смешно… Решение данного вопроса –  прерогатива не районной, а  областной администрации. Кому-то выгодно держать свалки в том виде, в котором они сейчас существуют, – себестоимость ноль, а прибыль баснословная. Сломать эту систему мы пока не можем. А тем временем  полигоны переполнены мусором…
С магниевым заводом практически та же самая история. Только здесь еще одна загвоздка – необходимость согласования вопроса строительства с местными жителями того поселения, где будет строиться завод. Пока такого решения не принято. Я работаю здесь с апреля и пока не видел  такого человека, который бы здесь хотел строить магниевый завод.
В: Какие проекты могут быть реализованы на территории Городищенского района?
О: За границей при въезде в крупные города имеются логистические центры. И ведь это прекрасная вещь! Нам давно пора обратить на этот опыт европейских стран пристальное внимание. Сегодня у нас есть уже три предложения строительства на территории района логистических центров. И они вполне перспективные. Ведь Городищенский район - уникален, поскольку три выезда из Волгограда – в московском, саратовском и ростовском направлениях  – проходят через нас. Через нас идет и транзитный транспорт, и москвичи,  которые едут на отдых к Волге или Дону. Соответственно, есть контингент людей, которые бы с удовольствием  пользовались различными придорожными услугами. На территории района вдоль московской трассы у нас уже куплено 80 гектаров земли, и мы ее включили в схему  территориального планирования района. Кроме логистического центра там даже предполагается строительство мини-заводов по сборке различных электротоваров. В Татарстане подобный проект уже запущен. У нас же пока этот процесс только на стадии согласования в областном комитете по управлению имуществом.
В: Есть идеологические штампы – кризис, модернизация экономики. При этом ничего не меняется по сути, штампы так смыслом и не наполняются. В результате сигнал до участников процесса, населения,  не доходит. Какие экономические модели сулят нам руководители высшего звена  и какие правила диктует сама жизнь? Будет ли прогресс?
О: Когда мы начнем жить лучше и что для этого надо, я вам вряд ли отвечу. Я скажу другие,  пусть банальные вещи, но все же необходим рост промышленного производства, занятости  населения и так далее. Чтобы понять, куда нам двигаться дальше, нужно для начала разобраться, что у нас  вообще происходит. А происходит следующее – предприятия перестают выпускать продукцию. В результате чего мы начинаем потреблять чужую. Появляется огромное количество магазинов не наших и с не нашими товарами. От этой ситуации страдают ряд городищенских предприятий, таких  как  «Волгоградский бройлер»,  Государственное сельскохозяйственное предприятие «Кузьмичевское», акционерное общество «Луч», которые вырабатывают качественную продукцию – мясо, сыр, молоко, творог, овощи. И при этом в основном у них есть одна точка сбыта в поселке и одна в Волгограде на рынке. Торговые сети эту продукцию не закупают. Им это не надо.

Чужая рубаха ближе
В: Получается, что нам легче закупить новозеландское мясо и бразильское молоко...
О: Именно так. У нас что, нет своих консервов, круп, бисквитов?.. Я, придя работать в районную администрацию, ознакомился со списком всех местных производителей. Это «Городищенские колбасы», «Волгоградский бройлер», Карповский хлебокомбинат и Карповская птицефабрика. Ознакомился и заявил, что закупать по госзаказу  будем только у своих (это к вопросу формирования свиты руководителем). И что вы думаете? Меня раздавили буквально через два месяца!
Выяснилось, что в Кузьмичах покупать молоко для питания школьников нельзя, потому что оно цельное, а значит, дороже, чем порошковое. Соответственно, конкурс выиграет другой производитель. А для детей что лучше – никто не думает. Далее – сосиски «Городищенских колбас», а  у них объем не такой, как у производителя из села Пупкино из Красноярского края. И неважно, что привозные сосиски будут просроченные… И так  далее и тому подобное. Овощи мы покупаем не наши, а импортные  только потому, что не умеем их так упаковывать, как это делают голландцы…
В: Так что нужно сделать для того, чтобы сломать эту преграду  и местные производители доминировали в тех же торговых сетях? И возможно ли это вообще?
О: Это система безопасности страны. И это вопрос не к нам. Мы, в районе, к сожалению, на нее повлиять не можем. Вот у нас в Самофаловке построен свинокомплекс. Это же наша гордость! Там свиней выращивают в таких стерильных условиях, что даже людей без специального допуска  внутрь комплекса не допускают. Все компьютеризировано. Но есть две проблемы. Первая – полтора километра до свинокомплекса нет дороги. И это, согласитесь, проблема не руководства свинокомплекса, а властей. И этот вопрос провисает уже третий год. До сих пор не могут включить этот объект в план строительства дорог Волгоградской области. Руководство комплекса вынуждено пускать самосвалы в объезд через Самофаловку – через жилые дома и школу. Разве это не вредительство?..
Вторая проблема – отсутствие кормов. Но и эту проблему учредители свинокомплекса решили, выкупив угодья, на которых планируют самостоятельно корма выращивать.

Жилье без посредников
В: Леонид Борисович, а в строительную отрасль, как вы считаете, власти могут и должны ли вмешиваться?.. Соотношение цены и качества нового жилья сейчас,  по-моему, находится в явном дисбалансе…
О: У нас только ленивый не строил до экономического кризиса жилье за деньги банков. За бесценок приобретается земля у администрации, привлекается куча подрядчиков… Заложил  по 15 тысяч квадратный метр – продал за 30 тысяч. Красота! Вот она, наша экономика, причем не только региона, но и страны в целом. Я считаю,  для того, чтобы прибыль не оседала не только в банках, но и у товаропроизводителей и строителей, лучше брать кредит   не только для строительства  домов, но и для выпуска сопутствующей этому продукции.  В  том числе и  с целью выполнения госзаказа с привлечением местных предприятий для реализации этого жилья нуждающимся по федеральным целевым программам. Тогда этот рубль будет не только приносить дивиденды, но и не уходить за территорию региона. При этом важно избавиться от всех посредников. Хотя бы попробовать это сделать. У нас  в Городище начало получаться. Конечно, не сразу, но при желании это возможно.

Вместо P.S.
В:
Леонид Борисович, а где лучше работается – в Москве или в Городище?
О: В Москве жить некомфортно. Поверьте мне, у меня были перспективы карьерного роста…  Но мне 46 – и я устал. Я не могу 2,5 часа ехать на работу, а еще хуже – столько же с работы. Мне хочется видеть любимых жену и дочку, мне хочется покушать не в фаст-фуде, а дома. Мне хочется играть  в теннис, общаться с друзьями…

В: Посмотришь на наших чиновников и кажется, что им, напротив, комфортнее в Москве. И хочется больше времени проводить в коридорах министерств и ведомств, нежели на рабочем месте…
О: Вы знаете, когда я принял решение пойти работать в Городищенскую администрацию, меня посчитали идиотом. Я купил здесь дом, я вижу семью – я счастлив. Когда я еду на машине,  я счастлив от того, что я еду, а не стою. Все говорили: «Ну что, фуфайка, валенки, рубашка фланелевая в клеточку и вперед?» Как видите, я по-прежнему выгляжу прилично. И счастлив от того, что все получается. И главное, что мой труд, мое упрямство и моя напористость приносят результаты.

Есть новости? Пиши и звони в редакцию: +7 (937) 55-66-102
01.09.2021 21:18
01.09.2021 21:18
0
04.12.2019 18:07
04.12.2019 18:07
0
08.11.2019 11:02
08.11.2019 11:02
0
23.09.2019 08:29
23.09.2019 08:29
0
29.08.2019 11:10
29.08.2019 11:10
0
12.08.2019 09:59
12.08.2019 09:59
0
26.07.2019 12:45
26.07.2019 12:45
0
23.07.2019 15:15
23.07.2019 15:15
0
23.07.2019 12:27
23.07.2019 12:27
0
18.07.2019 08:56
18.07.2019 08:56
0
03.07.2019 11:02
03.07.2019 11:02
0
25.06.2019 10:24
25.06.2019 10:24
0
20.06.2019 08:48
20.06.2019 08:48
0
19.06.2019 17:27
19.06.2019 17:27
0
10.06.2019 13:01
10.06.2019 13:01
0